Основы цветоведения

Цвет (физическое) – различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Естественный цвет тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра.

(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цвет – краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть.

(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов)

Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

(Большая советская энциклопедия)


Теория цвета

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр.

Ньютон показал, что белый свет состоит из всех цветов спектра. По мере развития волновой теории света стало ясно, что каждому цвету соответствует определенная частота световой волны.

Иллюстрация к опыту Ньютона Иллюстрация к опыту Ньютона

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, т. е. он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. В общем спектре электромагнитных излучений видимое излучение составляет очень небольшой процент.

Спектр

Видимое электромагнитное излучение

(видимый свет)

Видимое электромагнитное излучение

Цвет предметов возникает в процессе отражения и поглощения волн, главным образом, в процессе поглощения. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет создаётся при их освещении. Все живописные краски являются пигментными. Это впитывающие (поглощающие) краски, их смешение происходит по правилам вычитания.

Приверженцы опытов Ньютона понятие цвета трактуют так: цвет – это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.


Вместо ньютоновского механистического понимания взаимодействия как сложения и разложения элементов (цветов), логическая теорема Гёте моделирует диалектический синтез, намеренно используя логические конструкции, соответствующие теперь общепринятым гегелевским: "противоположности", "единство", "качество", "отрицание отрицания", "возникновения нового" и тому подобному, то есть понятия, описывающие не статику, а динамику, процесс. Учение Гёте было по достоинству оценено Гегелем, ставшим его приверженцем и адвокатом против нападок последователей Ньютона.


Классификации цветов

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки.

хроматические цвета
хроматические цвета
ахроматические цвета
ахроматические цвета

Иногда цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета холодные и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.

Холодные и теплые цвета
Тёплые и холодные цвета
Характеристики цвета

Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические, эмоциональные реакции. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность и интенсивность, чистота цвета, температура цвета.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.
Тон – количество света, заключённого в данном цвете. Тон есть степень насыщенности светом, а светлота – неотъемлемое качество любого цвета.

Цветовой тон – это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра...
Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны.

Но интенсивность – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.


Цветовой круг Гёте

Гёте выделил три основных (первичных) цвета: красный, желтый и синий и три вторичных, полученных смешиванием первичных: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Цветовой круг Гёте

Более развернутая модель – двенадцатичастный цветовой круг содержит не только основные и вторичные, но и третичные цвета.

Двенадцатичастный цветовой круг


Цветовой круг Манселла

В 1905 г. американский ученый Манселл предложил свою цветовую систему, названную цветовой системой Манселла, определяющую три атрибута цвета: цветовой тон (hue), цветность (chroma) и величину или яркость (value). Цветовой тон у Менселла делится на пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, и пурпурный. Кроме того, каждый цвет имеет 10 градаций. Величина яркости или темноты цвета, определяется в 11 шагов от белого до черного. Цветность, то есть мера насыщенности (или чистоты цвета) разбита на 15 степеней.


Цветовой круг Оствальда

В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.

Цветовой круг Оствальда


В живописи цвет зависит от многих факторов:

1. Химическая основа – химический состав (масло, акварель, гуашь, темпера, акрил и другие краски, а так же пастель, карандаши и пр.) Одна и та же краска с разной основой может сильно отличаться по цвету и тону.

2. Химический краситель. От него зависит не только цвет, но совйства краски.

3. Фактура и цвет "холста" (холст, бумага, картин, дерево, камень и другие поверхности, а так же грунт). Влияют не только цвет и текстура поверхности, но и ее химические и физические свойства.

Кроме того, важны внешние воздействия (условия хранения) и экспозиции (свет, оформление и пр.)


Литература:
1.  Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917
2.  Большая советская энциклопедия. В 30 тт., М.: Советская энциклопедия, 1969-1978
3.  Гёте И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб.: Гос. изд-во, 1920
4.  Иттен И. Искусство цвета (перевод с немецкого). М.: Д. Аронов, 2000
5.  Иттен И. Основы цвета (перевод с немецкого). М.: 2000
6.  Мазепа Л.Я. Колористика - эстетика тонов // Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. М.: Народное образование, 2002
7.  Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза -Ефрона. М., 1997
8.  Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах све-та, пер. и примечания С. И, Вавилова, 2 изд., М., 1954
9.  Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Пер.с нем. М. Художественная литература. 1981


2003–2005 годы

послания маске тени
гостевая книга

Hosted by uCoz