Восприятие цвета


Цвет и цветовосприятие играет огромную роль в жизни человека. Цвет – это мощный изобразительный инструмент. Поэтому мы выносим раздел цветоведения за рамки раздела "Композиция", хотя понятие композиции в искусстве и дизайне всеобъемлюще и включает в себя все, в том числе и цвет. Но цвет настолько важен для нас, что мы рассматриваем его отдельно.

Психологическое восприятие цвета зависит от многих факторов: традиций народа, времени, личных предпочтений, настроения и состояния самого человека.

Физиологические механизмы восприятия цвета стала активно изучаться после открытия физической природы света.
Вопрос кодирования цвета нервной системой решался многими учеными.

Начало научному исследованию цветового зрения положила известная работа Ньютона "Оптика".
В изучении цветового восприятия важным является вопрос о том, что частота излучения в видимой части спектра весьма велика – значительно больше, чем та частота, которую могут непосредственно воспроизвести нервные элементы. Встает вопрос о том, каким образом частота света кодируется нервной системой.

Опыт ЮнгаПервый, кто пытался разрешить эту проблему цветового восприятия, был Томас Юнг. Он выдвинул теорию, развитую в дальнейшем Германом фон Гельмгольцем. Юнг разработал первую содержательную теорию цвета. Он исходил из хорошо известного факта трехкомпонентности цветового зрения. Эту гипотезу впервые выдвинул еще М.В. Ломоносов. Если бы существовали рецепторы, чувствительные к каждому отдельному цвету, тогда их должно быть по крайней мере 200 различных типов. Многие ученые строили свои цветовые модели на основе трех основных цветов, в том числе Гёте. Но Юнг искал объяснение этому факту не в природе света, а в физиологии человека.

Итак, согласно теории Юнга–Гельмгольца, существует три типа цветочувствительных рецепторов (колбочек), которые отвечают соответственно на красный, зеленый и синий (или фиолетовый) цвета, а ощущения всех остальных цветов спектра возникают при смешении сигналов этих трех рецепторных систем.


Вместе с тем немного позже у Эвальда Геринга при изучении смешинания цветет возникла совершенно другая, ни на что не похожая теория цвета – теория трех оппонентных процессов.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг в 1874 году выдвинул гипотезу, что в цветовом ощущении и восприятии участвуют три пары процессов, которым соответствуют ощущения белого/черного, зеленого/красного, синего/желтого. При этом на каждую пару процесса приходилось два антагонистичных процесса противоположных реакций нервных клеток. Эти реакции были отрицательными и положительными (по теории Геринга – ассимиляция и диссимиляция). Но это еще не все. Геринг построил свою теорию на предположении существования двух каналов хроматического восприятия (красный–зеленый, желтый–синий) и одного канала ахроматического цвета (белый–черный), поэтому теорию Геринга называют еще теорией оппонентных цветовых пар.

Оппонентные цветовые пары

Ученого поразило то, что невозможно представить цвета, которые описываются как желтовато-синий или красновато-зеленый. А также то, что при их смешивании (желтый + синий, красный + зеленый) в определенных пропорциях цвет исчезает и появляется ощущение белого.

Черно-белый процесс Геринг рассматривал как пространственное сравнение или вычитание отражающих способностей, а желто–синий и красно–зеленый процессы – как явления, не связанные с окружением.

Оппонентные цветовые пары

Литература:
1.  Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917
2.  Валерий Тихонов. Цвет и парадигма // Компью Принт. №6, 2002
3.  Грегори Р. Л. Восприятие цвета // Психология ощущений и восприятия. М., 1999
4.  Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970
5.  Сельченок К. Художество нашей жизни // Психология художественного творчества. Минск, Харвест, 1999
6.  Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Пер.с нем. М. Художественная литература. 1981
7.  Юнг Т. О теории света и цветов // Классики физической науки. М., 1989


2001–2005 годы

послания маске тени
гостевая книга

Hosted by uCoz